Правило 1 Нагрузка.
Никогда
не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию
или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для
6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять,
отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со
здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и
спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка,
начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2 Выполнение домашних уроков.
Помните,
что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут.
Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут
необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.
Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или
потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних
заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными.
Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3. Компьютер.
Компьютер,
телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки,
должны продолжаться не более часа в день — так считают
врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4. Похвала.
Больше
всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в
поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и
учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а
кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный
взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и
уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не
ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем,
что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя
Правило 5. Пробуждение ребенка.
Не
нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери,
которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может
вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо
лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и,
преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только
твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".
Если
ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать
в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому:
поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать
сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Эти слова создают
атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Можно включить
погромче радио.
Когда
ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его
естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который
его не устраивает.
Не
надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда
он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в
школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".
Правило 6. Выход в школу.
Если
ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть
их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и
безответственности.
"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".
Не
ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать:
"Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не
балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два
часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".
Правило 7. Возвращение из школы.
Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.
- Как дела в школе? - Нормально. - А что сегодня делали? - А ничего. Что получил? И т.д.
Вспомните
себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не
соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а
не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на
лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что
пришел домой?").
"Папа
пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него
все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе,
можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает
семью.
Правило 8. Пора спать.
Дошкольников
и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и
отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно
выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда
он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно
заснет.
Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.
|