Вашему
вниманию предлагается методическая разработка урока русского языка – урока
обобщения, систематизации и закрепления знаний на орфографические правила.
Традиционно такие уроки проходят достаточно однообразно и предполагают
выполнение учащимися упражнений на отработку навыка написания в соответствии с
орфографическими правилами. Использование ОК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Русский язык.
1,2 классы» позволяют не только «оживить» психологическую атмосферу на данном
уроке, но и организовать активную познавательную деятельность младших
школьников, создать ситуацию учения с увлечением. Кроме того, первоклассники
поставлены в ситуации, вынуждающие их осуществлять проверку написания данных
орфограмм, что развивает навык самопроверки и самоконтроля в учебной
деятельности. Методически и дидактически урок организован таким образом, чтобы
создавались условия для развития произвольного внимания, фонематического слуха
и орфографической зоркости. Учитель может по своему усмотрению осуществлять
подбор интерактивных тренажеров и слайдов ОК в зависимости от поставленных
учебных целей и задач.
Тема урока: Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Тип урока: Закрепление пройденного.
Форма урока: Урок-игра.
Цель урока:Формирование умения проверять данную орфограмму.
Задачи:
Образовательные: • отработка
усвоенного навыка написания данных сочетаний;
Развивающие:
• развитие внимания;
• развитие фонематического слуха;
• развитие орфографической зоркости;
Воспитательные: • через
обучающую игру воспитывать интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
УЧИТЕЛЬ.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Постановка цели урока
УЧИТЕЛЬ.
Посмотрите, кто на этот раз у нас в гостях?
УЧЕНИКИ. Летучий мышонок Степка.
УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы повторим написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Будьте внимательны. Желаю вам успеха
III. Повторение.
1. «Рифмовки-запоминалки» УЧИТЕЛЬ.
Повторим «Рифмовку-запоминалку» с сочетанием жи-ши.
УЧЕНИКИ.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши-
Запомни слоги жи и ши.
2. Задание СТЕПКИ.Слайд 5 урока 5 (Рис. 69)
УЧИТЕЛЬ. Мышонок Степка предлагает вам, ребята, выполнить интересное задание!
Какое? Попробуем догадаться сами!
УЧЕНИКИ. Подобрать нужные буквы в словах.
УЧИТЕЛЬ. Сейчас проверим! Давайте все вместе послушаем Степана!
Дети и
учитель слушают задание.
УЧИТЕЛЬ.
Ребята, всем понятно, что нужно сделать?
Рис. 69.
УЧИТЕЛЬ.
Хорошо! Теперь сами выполняете задание, стараясь не ошибиться!
УЧИТЕЛЬ. Все справились, молодцы!
3. УЧИТЕЛЬ.
Повторим рифмовку с сочетание ча-ща.
УЧЕНИКИ.
Чаща, чайка, каланча,
Роща, чаща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!
4. Задание
СТЕПАНА.Слайд 13
урока 5 (Рис. 70)
УЧИТЕЛЬ. А теперь перейдем к выполнению следующего задания. Послушаем Степу.
Это задание выполняем не только на правильность, но и на скорость! Те, кто
справятся быстрее всех и выполнят все правильно, получат сюрприз от Степана –
живописные фотографии тропических бабочек, которых он фотографировал в густой
чаще тропического леса.
Рис. 70.
Дети быстро
выполняют задание. Учитель корректирует деятельность детей, следя за тем, чтобы
«скорость» выполнения не оказывала негативного влияния на качество.
УЧИТЕЛЬ.
Справились с заданием все ребята, даже если кто-то ошибался, то он быстро
находил свою ошибку и исправлял ее. А фотографии от Степана получают Дима,
Марина и Надя! На перемене ребята покажут их всем, кому интересно, а сейчас
уберут их в портфель!
5. Физкультурная минутка.
Бежит ежик – тупу-туп,
Весь колючий, остер зуб!
Ёжик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
Ёжик ножками – туп-туп!
Ёжик глазками – луп-луп!
Слышит ежик – всюду тишь,
Чу, скребется в листьях мышь!
Беги, беги, ежик!
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей.
Не лови наших детей.
6. «Рифмовка – орфографическая пятиминутка» УЧИТЕЛЬ.
Найдите как можно больше орфограмм.
Булочка, чашка, чайник, чаек,
Кошка Пушинка, конек Воронок,
Девочка Ира и мальчик Илья.
Сколько здесь правил
Нашли вы, друзья?
7. Задание СТЕПКИ.Слайд 8 урока 6 (Рис. 71)
Рис. 71.
УЧИТЕЛЬ.
Выполняем последнее задание Степана. А проверит это задание сам герой и оставит
мне на память запись о работе каждого из вас в компьютерный журнал. Кто
справится с заданием быстрее остальных, помогает соседу!
Дети выполняют задание Степана.
IV. Рефлексия и оценивание.
УЧИТЕЛЬ. Что
мы с вами сегодня делали на уроке?
УЧЕНИКИ. Повторяли орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн!
УЧИТЕЛЬ. Какие задания вам больше всего понравились? Почему? Какие задания вы
выполняли с удовольствием, а какие задания с трудом?
Ученики делятся впечатлениями о выполнении заданий и своих впечатлениях и
переживаниях.
УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?
УЧЕНИКИ. Да!
УЧИТЕЛЬ. Как вы догадались?
УЧЕНИКИ. Степа нас хвалил, говорил, что мы все выполнили правильно! А некоторым
даже подарил подарки!