Не следует
любого возбужденного ребёнка относить к гиперактивным.
Если ребёнок полон энергии, если она бьёт
через край, отчего порой малыш порой становится упрямым и непослушным – это не
значит, что он гиперактивен.
Если вы заболтались со своей подругой,
а ребёнок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это
нормально. Утомляют детей и длительные переезды.
У всякого ребёнка случаются минуты
гневливости. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора
спать, или балуются в магазине! То, что ребёнок становится как заводной, давая
выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.
Шумный ребёнок – баловник или малыш,
который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не
повод для беспокойства.
И, наконец, ребёнок, имеющий
мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду
гиперактивных.
ПРИЗНАКИ
ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Диагностические критерии синдрома
нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда
появляются до 7 лет, обычно в четыре года. Средний возраст при обращении к
врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от
ребёнка самостоятельности, целеустремлённости и сосредоточенности. Детям более
раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут
несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет
избежать диагностических ошибок.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: нарушение внимания,
гиперактивность, импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия
специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделён
на три подтипа: дефицит внимания, гипрактивность, смешанный.
Для диагностики синдрома нарушения
внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из
нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение, по крайней
мере, шести месяцев.
A. Дефицит внимания:
1. Снижено избирательное внимание, неспособен
надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
2. Не может сохранять внимание: ребенок не
может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
3. Впечатление, что не слушает, когда к нему
обращаются непосредственно.
4. Не выполняет прямые инструкции или не может
их закончить.
5. Имеет трудность с организацией своей
деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
6. Избегает или не любит задачи, требующих
длительного умственного напряжения.
7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
8. Легко отвлекается посторонним шумом.
9. Повышенная забывчивость в повседневной
деятельности.
B. Гиперактивность и импульсиность:
1. При волнении интесивные движения руками или
ногами или поеживаниями на стуле.
2. Должен часто вставать с места.
3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
4. Трудность участвовать в тихих действиях
досуга.
5. Действует, как будто
"заведенный".
6. Выкрики с места и другие шумные выходки во
время занятий и т.д..
7. Говорит ответы прежде, чем были закончены
вопросы.
8. Неспособностью ждать своей очереди в играх,
во время занятий и т.д..
9. Вмешивается в разговор или деятельность
других.
C. Смешанный: Встречаются признаки нарушения
внимания и гиперактивности.
Синдром нарушения внимания с
гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность
среди мальчиков и девочек - 4:1. В настоящее время у школьников начальных
классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%.
Более чем у половины детей, страдавших
синдромом нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот
синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к
наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы
переходят и в зрелый возраст.
Практические рекомендации родителям и учителям
гиперактивных детей
Практические рекомендации родителям
гиперактивного ребенка.
В домашней программе коррекции детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий
аспект.
Изменение поведения взрослого и его отношения
к ребенку:
— проявляйте достаточно твердости и
последовательности в воспитании;
— помните, что поступки ребенка не всегда
являются умышленными;
- контролируйте поведение ребенка, не
навязывая ему жестких правил;
— не давайте ребенку реактивных указаний,
избегайте слов «нет» и «нельзя»;
— стройте взаимоотношения с ребенком на
взаимопонимании и доверии;
— избегайте, с одной стороны, чрезмерной
мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным
способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в
комнате одного и т.д.);
— повторяйте свою просьбу спокойно одними и
теми же словами много раз;
— не настаивайте на том, чтобы ребенок
обязательно принес извинения за проступок;
— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
— для подкрепления устных инструкций
используйте зрительную стимуляцию.
Изменение психологического микроклимата в
семье:
— уделяйте ребенку достаточно внимания;
— проводите досуг всей семьей;
" — не допускайте ссор в присутствии
ребенка.
Организация режима дня и места для занятий:
— установите твердый распорядок дня для
ребенка и для всех членов семьи;
— чаще показывайте ребенку, как лучше
выполнить задание, не отвлекаясь;
— снижайте влияние отвлекающих факторов во
время выполнения ребенком задания;
— оградите гиперактивных детей от длительных
занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
— по возможности избегайте больших скоплений
людей;
— помните, что переутомление приводит к
снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
— организуйте поддерживающие группы, состоящие
из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
Специальная поведенческая программа:
— придумайте гибкую систему вознаграждений за
хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать
балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
- не прибегайте к физическому наказанию! Если
есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать
спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности
к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не
воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям:
— составьте список обязанностей ребенка и
повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
— воспитывайте в детях навыки управления своим
эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
— не старайтесь предотвратить последствия
забывчивости ребенка;
— постепенно расширяйте круг обязанностей,
предварительно обсудив их с ребенком;
— не разрешайте откладывать выполнение задания
на другое время;
— не давайте ребенку поручений, не соответствующих
его уровню развития, возрасту и способностям;
— помогайте ребенку приступить к выполнению
задания, так как для него это самый трудный этап;
— не давайте одновременно несколько указаний.
Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием не должно иметь сложную
конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
— объясните гиперактивному ребенку его
проблемы и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения,
призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный
ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения
«через тело»:
— лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
— запрет на приятную деятельность, телефонные
разговоры, просмотр телепередач;
— прием «выключенного времени» (изоляция,
угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);
— чернильная точка на запястье ребенка
(«черная метка*), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на
скамейке штрафников;
— удержание в «железных объятиях» (холдинг):
— внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия
гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко
приводит следующие примеры:
— Если родителей младшего школьника тревожит
то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не
торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции,
торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни».
Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и
директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним
сборам.
— Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом
стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение
проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою
вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий
раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность
за принятое им решение несет только он сам.
— Если в семье исчезли деньги, не стоит
бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не
оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя
лакомств, развлечений и обещанных покупок. Общественное осуждение в семье
окажет свое воспитательное воздействие.
— Если ребенок забросил свою вещь и не может
ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь.
Помните, что синдром дефицита внимания
и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и
комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная
реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.
Практические рекомендации учителям
гиперактивного ребенка.
Школьная программа коррекции гиперактивных
детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться
с трудностями в обучении.
Изменение окружения:
— изучите нейропсихологические особенности
детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
— работу с гиперактивным ребенком стройте
индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре
класса, прямо у доски;
— измените режим урока с включением
физкультминуток;
— разрешайте гиперактивному ребенку через
каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
— предоставьте ребенку возможность быстро
обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
— направляйте энергию гиперактивных детей в полезное
русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д. Создание положительной мотивации на успех:
— введите знаковую систему оценивания;
— чаще хвалите ребенка;
— расписание уроков должно быть постоянным;
— избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
— используйте приемы проблемного обучения;
— используйте на уроке элементы игры и соревнования;
— давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
— большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя выполнение каждого из них;
—
создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать
свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям
знаний;
- научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
— игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
—
стройте процесс обучения на положительных эмоциях; "— помните, что с
ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его! Коррекция негативных форм поведения:
— способствуйте элиминации агрессии;
— обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
— регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками. Регулирование ожиданий:
— объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;
—
объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка
зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от
спокойного и последовательного отношения к гиперактивному ребенку.
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для
формирования поведения и развития навыков обучения. Педагог начальной
школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе,
который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях,
которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с
домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал
этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной
манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя
игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении
первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать
тетради с домашними работами.
Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не
результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический
диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной
диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми
усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями.
|